Б. И. Хасан П. А. Сергоманов Разрешение - страница 11

Арбитраж

В общем виде арбитраж представляет собой разрешение кон, фликта с точки зрения установленной ранее нормы. В этом слу, чае происходит квалификация, оценка конкретного случая, кон, кретной конфликтной ситуации с точки зрения общего прави, ла или нормы (нескольких правил или нескольких норм) и вы, носится решение.

Как правило, участвующие в конфликте стороны имеют не, значительное отношение к разрешению конфликта. Решение принимается арбитром и предваряется изучением инцидента или даже цепочки инцидентов. Участники конфликта могут по, влиять на процесс изучения в свою пользу, выгодно для себя ис, казив картину инцидента, но по правилам судебных разбира, тельств, они обязаны правдиво содействовать процессуустанов, ления действительных обстоятельств.

^ РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________163

Основные принципы

1. Доверие арбитру права применения разрешающих процедур и атрибутирование ему компетентности в применении про, цессуальных форм (норм) при разрешении конфликта. Учас, тники заранее доверяют авторитету и мудрости арбитра в при, нятии решения, разрешающего их проблему, либо арбитр (третейский судья) объективно обладает правами принятия решений в отношении конфликтной ситуации.

2. Центр принятия решений , арбитр. Работа арбитра заключа, ется во взвешенном оценивании (квалификации) случая со, гласно определенным заранее нормам и правилам. Однако он не обязательно должен разбираться в процессах разреше, ния конфликта самими участниками.

3. Компетентность арбитра в предмете конфликта. Арбитр дол, жен разбираться в предмете конфликта. Как правило, пред, метом конфликта выступает право, а его процессуальной ха, рактеристикой - правовая форма.

4. Компетентность арбитра в дознании и принятии решений. Ар, битр должен разбираться в процессе установления фактичес, ких обстоятельств, приведших к спору и в нормах принятия решений.

Типовые модельные сценарии

Типовой сценарий арбитража в общих чертах выглядит сле, дующим образом. Не сумевшие разрешить в непосредственном взаимодействии конфликт стороны обращаются к арбитру в рас, чете на то, что у него достаточно опыта, ресурсов, в виде норма, тивных положений, регулирующих такого типа ситуации.

^ Доверие к арбитру в конфликтном процессе как ключевая характеристика.

Арбитр выслушивает стороны и принимает решение в отно, шении конфликтной ситуации.

Арбитраж может проходить и не в такой развернутой фор, ме. Для разрешения конфликта бывает достаточно, что арбитр принимает решение лишь на основе наблюдения конфликта уча, стников, как это бывает в спорте.

Уместность арбитража

Насколько уместна такая модель в школе? Мы полагаем, что в школе может быть организован инсти, тут школьного права, который сможет как вырабатывать свой

164___________________________________^ Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ

внутренний кодекс (перечень норм), так и осуществлять разре, шение конфликтов с помощью арбитража. К безусловным пре, имуществам такой модели можно отнести ее «сдерживающий» характер в отношении конфликтов с применением насилия или несправедливых способов разрешения. Если школьный право, вой кодекс будет подкреплен реальными умениями детей и взрослых, то количество конфликтов с применением насилия значительно снизится. К минусам такой модели можно отнести ее негибкость. Она оставляет обиженных и проигравших, пото, му что процесса согласования решения с участниками конф, ликта не происходит. Одновременно с тем, что может снизить, ся количество деструктивных конфликтов, возрастет число не, довольных.

Примечание 1. Необходимо заметить, что это традиционный и фактически изживший себя подход. По крайней мере в плане дей, ствительного разрешения конфликтов. Вместе с тем эта форма действительно может выполнять функции культурного сдержива, ния и способствовать в определенной мере разрешению за счет освобождения сторон на время от необходимости принимать ре, шения и демонстрации им того факта, что действительно разре, шающие действия только за ними. Арбитраж в этом смысле дос, таточно культурная форма откладывания решения до появления достаточных ресурсов.

Давление (конфронтация)

Давление можно определить как дискриминацию или унич, тожение одной из сторон конфликта другой стороной. «Нет че, ловека , нет проблемы» , этот циничный лозунг и принцип де, монстрирует крайнюю позицию во всем спектре техник и тех, нологий давления. В жизни мы, естественно, встречаем не та, кие радикальные ориентации, но принципиально давление пре, следует цель уничтожения (элиминации) другой стороны не столько в физическом смысле, сколько в смысле способности создавать помехи. Хотя давление (открытое или скрытое) явля, ется социально осуждаемой моделью разрешения конфликта, оно является довольно распространенным. Давление является противоположностью «переговоров по интересам».

Основные принципы

1. Давление основывается на превосходстве ресурса.

Это значит, что стратегию давления может позволить себе только та сторона, которая обладает большим ресурсом. Самое сложное , это определение ресурса. Ресурсом в давлении могут

^ РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________165

выступать очень разные вещи. От самооценки до фактического обладания оружием, от оперативности принятия решений до изобретательности в аргументах.

^ 2. Давление не принимает никаких других аргументов, кро­ме силы.

Если есть самый простой способ реализовать свои интере, сы с помощью силы, то он будет реализован, если в ответ на давление не появится контрдавление или ресурс, удерживаю, щий оппонента от применения силы.

3. ^ Давление конфликтно по своей моральной природе. Перед человеком, впитавшим христианские идеалы и реша,

ющимся применить давление, обычно встает моральная дилем, ма: если я применю силу, то меня могут осудить. Если я не при, меню силу, то меня могут победить.

Обычно при принятии решения о применении давления (силы) возникает вопрос: если я применю силу, то что меня смо, жет оправдать в глазах других людей? Давление может при этом демонстрироваться как перспектива оппонента (угроза) или осу, ществляться как прямое действие (непосредственное давление). И в том, и в другом случае, как правило, встает моральная ди, лемма.

Типовые модельные сценарии

Типовые сценарии модели давления хорошо известны и широко описаны в литературе. Как правило, давление одной из сторон ведет к ответному давлению другой, затем повышается давление первой и т.д. Такую динамику в развитии конфликта называют эскалацией конфликта. Эскалация разворачивается при более или менее равных ресурсах обеих сторон. Эскалация может приводить к исчерпанию ресурсов или к осознанию сто, ронами бессмысленности противостояния. И в том, и в другом случае конфликт прекращается. Эскалация также (что случает, ся чаще) может приводить к наличию одной проигравшей и одной выигравшей стороны (win,lose).

Второй сценарий обозначен как «win,lose» (победитель,про, игравший). При его разворачивании не происходит эскалации, а оппонент «капитулирует» практически сразу.

Уместность давления.

Давление довольно часто применяется конфликтующими сторонами, несмотря на то что является осуждаемым. Секрет рас,

166__________________________________^ Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ

пространенности давления как модели разрешения конфликта прост. Давление дает быстрый результат. Однако стратегически давление невыгодно, потому что оно оставляет недовольных, побежденных, а побежденный способен в самое неожиданное время стать победителем. Однако как тактическое средство дав, ление встречается часто.

Для школы давление практически неприемлемо, поскольку реально закрепляет у учеников негативные, асоциальные сте, реотипы поведения , угрозу, применение физического давления, насилие и т.д. Насилие достаточно широко распространено в нашей действительности. В качестве примера можно привести феномены моббинга, т.е. преследования.

Переговоры

Переговоры являются такой моделью организации конфлик, тов и разногласий, которая предполагает «прямое» согласова, ние интересов конфликтующих сторон через открытые обсуж, дения участниками своих разногласий. Переговоры являются наиболее универсальной моделью разрешения конфликта.

Основные принципы

1. Стороны должны иметь добрую волю к достижению со­глашения.

Переговоры не могут состояться без осознания участника, ми их необходимости. Когда хотя бы одна из сторон не пони, мает, зачем ей нужны переговоры, или не хочет их вести, это означает, что переговоры практически обречены на провал, поскольку переговоры как форма разрешения конфликта на, правлены на согласование интересов.

^ 2. Каждая из сторон должна иметь собственный интерес в переговорах.

Интерес в переговорах означает как реальную потребность, так и определенный круг позиций и предложений разрешения конфликтной ситуации. Для переговоров интерес является цен, тральным моментом. Именно вокруг интересов должно сосре, дотачиваться обсуждение. Именно интерес (точнее , его удов, летворенность или неудовлетворенность) является мерой эф, фективности переговоров.

3- Стороны должны иметь подготовку и навыки ведения пе­реговоров.

^ РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________167

Переговоры являются процессом, который имеет собствен, ные закономерности. Поэтому без знания этих закономернос, тей стороны просто не могут вести переговоры. При недостатке таких знаний переговоры может организовывать специальный человек , посредник, который восполняет данный дефицит уча, стников.

^ 4- Стороны должны иметь ресурс для выполнения догово­ренностей и совместных решений.

Если переговоры не заканчиваются соглашением, а соглаше, ния, в свою очередь, не выполняются, то вести речь о возмож, ности самих переговоров бессмысленно. Ресурсы определяют «серьезность намерений» сторон.

Типовые модельные сценарии

В пособии подробно разбираются два типовых переговор, ных сценария: «позиционный торг» и «переговоры по интере, сам».

«Позиционный торг» , это такой сценарий, при котором сто, роны начинают обсуждение с конкретных решений, как прави, ло, не разобравшись определенно в том, что хочет противопо, ложная сторона, да и сам переговорщик. «Позиционный торг», как правило, сводится к выдвижению сторонами конкретных решений, затем их все более усиленной защите, и он не являет, ся эффективным, поскольку переговоры движутся в таких слу, чаях по кругу. Этот переговорный сценарий практически не ос, тавляет свободы действий для участников. Более выгодно и эф, фективно выяснить, что стоит за позицией.

«Переговоры по интересам» - это переговорный сценарий, который начинается с выяснения истинных интересов участ, ников, определения правил принятия решений, справедливос, ти в принятии решений сторонами, в проверке соответствия ин, тереса и позиции.

Уместность переговоров

Образовательное значение переговоров трудно переоценить. Переговоры важны для школы и как средство в разрешении кон, фликтов мирным и качественным путем, и как специальное со, держание обучения детей. Вслед за многими авторами можно говорить, что переговоры могут существовать в школе как ин, ститут или как организационное условие для разрешения кон,

168__________________________________^ Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ

фликтов, а также как предмет изучения для подростков и стар, шеклассников. Многие современные дети понимают, насколь, ко важны навыки ведения переговоров и эффективной комму, никации с другими для успешной жизни.

Дополнительные модели разрешения конфликта

Переговоры при помощи посредника

Переговоры при помощи посредника представляют собой такую модель взаимодействия в конфликте, при которой выде, ляется специальный человек, отвечающий за эффективность пе, реговорного процесса, организующий эффективную коммуни, кацию и создающий позитивные отношения между участника, ми переговоров.

Основные принципы

1. Стороны должны иметь добрую волю к достижению со­глашения.

Переговоры не могут состояться без осознания участника, ми их необходимости. Когда хотя бы одна из сторон не пони, мает, зачем ей нужны переговоры, или не хочет их вести, это означает, что переговоры практически обречены на провал, поскольку переговоры как форма организации конфликта на, правлены на согласование интересов.

^ 2. Каждая из сторон должна иметь собственный интерес в переговорах.

Интерес в переговорах означает как реальную потребность, так и определенный круг позиций и предложений разреше, ния конфликтной ситуации. Для переговоров интерес являет, ся центральным моментом. Именно вокруг интересов должно сосредотачиваться обсуждение. Именно интерес (точнее , его удовлетворенность или неудовлетворенность) является мерой эффективности переговоров. Посредник в этом смысле ста, вит своей задачей организацию процедур согласования инте, ресов.

3- Стороны должны иметь ресурс для выполнения догово­ренностей и совместных решений.

^ РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________169

Если переговоры не заканчиваются соглашением, а соглаше, ния, в свою очередь, не выполняются, то вести речь о возмож, ности самих переговоров бессмысленно. Ресурсы определяют «серьезность намерений» сторон.

^ 4- Стороны должны быть согласны с кандидатурой посред­ника и доверять ему.

Выбор посредника для ведения переговоров должны осуще, ствить сами участники. Посредник не может быть навязан или назначен кем,то со стороны, за исключением случаев, требую, щих серьезного и оперативного внешнего вмешательства.

5- ^ Посредник должен быть компетентным в процедурах ве­дения переговоров и в процедурах и принципах гармонизации отношений.

Предмет работы посредника , переговорные процедуры и взаимоотношения участников. При правильно организованных технологии и процедурах переговоры, как правило, проходят успешно. Одновременно с этим, если участники конфликтуют друг с другом, то без налаживания отношений переговоры фак, тически обречены на провал, поэтому посреднику необходимо уметь гармонизировать межличностные отношения.

Типовые модельные сценарии

Как правило, ведение переговоров при участии посредника предполагает несколько последовательных шагов. Первый шаг связан с осознанием сторонами необходимости пригласить по, средника и его выбором. Второй шаг связан с согласованием процедур и правил ведения переговоров. Третий шаг связан с самими переговорами: определением интересов сторон, поис, ком общих интересов, согласованием вариантов решений и т.д.

Уместность переговоров при помощи посредника в школе

Последние 10,15 лет программы peer mediation получили ши, рокое практическое распространение в разных школах США и доказали свою практическую и образовательную эффектив, ность. При ведении переговоров между детьми с посредником, сверстником, последний получает незаменимый опыт построе, ния равноправных отношений между участниками конфликта и учится очень ценным социальным навыкам , организации позитивного взаимодействия и построению эффективной ком,

170___________________________________^ Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ

муникации. Также как и переговоры, содержание программ peer mediation может «существовать» как в контексте специального обучения, так и в контексте условий для построения сообще, ства взрослых и детей, опирающегося на ценности мирного раз, решения конфликтов и позитивной коммуникации участников образовательного процесса.

Консультирование

Данная модель в самом общем смысле предполагает обра, щение одной из сторон к консультанту за помощью в макси, мально хорошем разрешении конфликта. В точном смысле слова ее нельзя назвать моделью разрешения, потому что она направ, лена на разрешение конфликта лишь косвенно. Консультант не входит в «тело конфликта», он не принимает участия в обсужде, ниях сторон.

Тем не менее имеет смысл рассматривать эту модель, потому что часто конфликтующие стороны при затруднительных ситу, ациях обращаются к консультанту, для того чтобы более эффек, тивно разрешить конфликт. Консультантская работа может вес, ти к усилению конфликта, что не всегда положительно сказыва, ется на его исходе. Часто случается, что в ответ на усиление (под, держку консультанта) одной из сторон другая конфликтующая сторона начинает усиливать оборону.

Основные принципы

1. Обслуживание консультантом интересов клиента. В са, мом общем виде это означает, что клиент ожидает помощи со стороны консультанта, а консультант должен обслуживать инте, ресы клиента, если они не противоречат этике консультантской работы.

^ 2. Этическая обоснованность или следование этическим стандартам консультирования. Этическая обоснованность связана с необходимостью такой консультантской работы, ко, торая не противоречит праву, принятому в данной стране и яв, ным, артикулированным, или неявным нормам, принятым со, обществом специалистов, осуществляющих аналогичную прак, тику. В профессиональных сообществах консультантов суще, ствуют этические кодексы, которые регулируют как отношения между консультантами и их сообществом, так и отношения меж, ду консультантом и клиентом.

^ РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________171

3. Компетентность консультанта в предмете конфликта. Этот принцип работы консультанта необходим для успешного консультирования и означает, что консультант разбирается в су, ществе предмета спора. Очень важно, что консультант не пре, тендует на решение конфликта или спорного вопроса, , это яв, ляется не его ответственностью, это является ответственностью участника конфликта. Однако если консультант не разбирается в существе вопроса, он, как правило, не может оценить и саму конфликтную ситуацию

^ 4- Знание консультантом процессов возникновения, проте­кания и разрешения конфликта. Такое знание , непременный атрибут консультанта по разрешению конфликта. Конфликты разворачиваются в объективных процессах и бывают часто предсказуемы, что, как правило, недооценивают сами участни, ки. Очень часто участник думает, что его поведение целенап, равленно, но в реальности оказывается, что его поведение выз, вано причиной, он как бы «толкаем» чем,то, но этого не заме, чает.

Типовые модельные сценарии

Если участник В вступил в конфликт с участником А и пони, мает, что у него не хватает каких,либо специальных знаний и умений для разрешения, он может обратиться к консультанту за этими знаниями. Очень важным обстоятельством в выборе кон, сультанта является инициатива и самостоятельное решение уча, стника в просьбе о помощи. Практика показывает, что «навя, занные» по чужой инициативе консультанты обычно неэффек, тивны, потому что участник оказывается не готов задавать воп, росы и, следовательно, слышать ответы.

С консультантом участник В заключает договор на консуль, тирование, в котором обозначены все особенности взаимодей, ствия консультанта и участника. Взаимоотношения консультанта и участника должны быть максимально открытыми.

Участнику может быть достаточно одной консультации, мо, жет потребоваться и значительно больше. Сам процесс консуль, тирования может строиться «челночным образом», т.е. участник проводит консультацию, затем происходит раунд переговоров, затем проводит следующую консультацию и т.д., или «эпизоди, ческим образом», т.е. участник обращается к консультанту толь, ко по мере необходимости, так, как ему это удобно.

172___________________________________^ Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ

Оценка уместности модели консультирования в школе

Как можно оценить возможности консультирования детей по разрешению конфликтов в школе? Мы полагаем, что консуль, тирование детей взрослым человеком достаточно эффективно и возможно в широком спектре случаев. Основными консуль, тантами могут быть, безусловно, старшие дети , более опытные и осведомленные в разрешении конфликтов.

Институт консультирования имеет свои преимущества и не, достатки. Преимущества состоят в поощрении инициативы де, тей в обсуждении своих конфликтов и развития у них весьма полезной привычки обращаться за помощью, которая не пере, дается прямо, непосредственно. Но это, как правило, повышает личную эффективность. Для детей, выступающих в роли кон, сультантов, это незаменимая практика, развивающая полезные социальные умения , объяснение сложных социальных фено, менов, коммуникативные умения, речь, аргументацию и т.п.

К минусам распространения консультирования в школе мож, но отнести эффекты усиления сторон в конфликте за счет кон, сультанта и, как следствие, повышение «конфликтности», силы самих конфликтов.

Вообще введение для детей института консультирования мо, жет оказаться весьма сложным предприятием.

Консультирование детей имеет принципиальные отличия от консультирования взрослых. Дети ограничены в понимании конфликтов, у них недостаточно опыта и образования с точки зрения взрослых. Однако более правдоподобной представляет, ся версия о том, что дети могут иметь собственные, детские пред, ставления о конфликтах и, соответственно, собственные ресур, сы их разрешения. Консультирование как ресурс разрешения собственных конфликтов спонтанно входит в арсенал большин, ства детей: они обращаются за помощью, советом. Однако, ос, новным процессом, обеспечивающим эффективность консуль, тирования, является умение точно оформлять собственные воп, росы к консультанту, что требует серьезной степени децентри, рованности и аналитических умений. Такие умения и децентра, ция как феномены поведения появляются только в подростко, вом возрасте.

^ РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________173

В литературе представлено довольно много несложных кон, сультантских технологий, предназначенных для того, чтобы дети могли осваивать их. Однако на практике гораздо более эффек, тивным представляется развитие института посредничества.

Представительство

Представительство - это модель обеспечения разрешения разногласий и конфликтов, при которой интересы одного или обоих участников представляет и защищает специальный че, ловек. В делах, относящихся к области права, такую функцию выполняют адвокат, с одной стороны, и обвинение (прокурор), с другой. Представитель, строго говоря, не имеет своих интере, сов относительно предмета конфликта, он должен отстаивать интересы клиента. Это же справедливо и в отношении обвине, ния. Оно должно защищать интересы законности и правопо, рядка.


1843822685212430.html
1843947469135048.html
1843996706742512.html
1844132602828086.html
1844213529289154.html