Кузьминых Любовь Николаевна д. Большая Орша 12 февраля 2007 Паспорт урок


Министерство образования Республики Марий Эл

МУ «Отдел образования и по делам молодежи»

администрации МО «Оршанский муниципальный район»




конспект открытого урока по биологии


учителя биологии

Кузьминых Любовь Николаевна


д. Большая Орша

12 февраля

2007


Паспорт урока


  1. Класс: 8

  2. Предмет: биология

  3. Тема урока: Органы пищеварения

  4. Цель урока:

    1. разъяснить школьникам, что такое «пищевые продукты», «питатель­ные вещества»;

    2. раскрыть функции питательных веществ, пищеварительной систе­мы, строение органов пищеварения;

    3. выявить меры, необходимые для профилактики зубных болезней.

  5. Тип урока: объяснение нового материала

  6. Методы и приемы: рассказ, беседа, демонстрация таблицы

  7. Средства: мультимедийный компьютер с проектором, модули урока, карточки «Исследовательские работы»



^ План урока

Цель урока: разъяснить школьникам, что такое «пищевые продукты», «питатель­ные вещества», раскрыть функции питательных веществ, пищеварительной систе­мы, строение органов пищеварения, меры, необходимые для профилактики зубных болезней.

Оборудование: модель торса человека, таблицы «Схема строения органов пище­варения», «Зубы», компьютер, модули уроков, карточки «Исследовательская работа»

^ Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение новой темы

1) актуализация знаний

2) органы пищеварения, питательные вещества и питание

Тело любого живого существа - от крохотной бактерии до огромного слона содержит множество органических соединений и веществ. Они должны посто­янно в нужных количествах присутствовать в организме, чтобы поддерживать его нормальное существование.

— Каким же образом обеспечивается эта важнейшая потребность?

Эта потребность удовлетворяется за счет питания — ряда разнообразных процес­сов, включающих поступление в организм необходимых для поддержания жизнеде­ятельности веществ, их переваривание, всасывание и усвоение.

Чтобы жить, человек тоже должен питаться. Немецкий ученый Карл Фойт во вто­рой половине XIX в. разработал научное представление о физиологических потреб­ностях человека в основных пищевых веществах и энергии.

Биологи установили, что питание осуществляет три функции. (показ слайда)

Первая — энергетическая. Для жизнедеятельности живого организма необходи­ма энергия, которая выделяется при расщеплении сложных органических веществ, которые поступают вместе с пищей.

Вторая функция питания заключается в снабжении организма пластическими ве­ществами, необходимыми для создания новых клеток и внутриклеточных структур.

Третья функция питания - снабжение организма биологически активными ве­ществами, необходимыми для жизнедеятельности - витаминами, которые присутс­твуют в пище.

Любой поступающий в организм пищевой продукт состоит из питательных ве­ществ. К питательным веществам относятся определенные группы химических соединений: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода. Обратите внимание на таблицу на ваших столах. В суточный рацион человека должны входить более 600 различных веществ.

Найдите по таблице продукты, наиболее богатые: а) белками; б) жирами; в) угле­водами.

^ Постановка проблемы

► Почему вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный буль­он, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека?

^ Ответ учащихся.

Для того чтобы находящаяся во внешней среде пища могла снабдить нуждаю­щийся в ней организм необходимыми ему веществами и энергий, она должна быть преобразована в доступную для усвоения форму. Живые организмы способны химически расщеплять пищу на вещества, которые могут всасываться и участвовать в обмене веществ. Поэтому для переваривания белков, жиров и углеводов, составля­ющих основу любой пищи, эволюция сумела создать почти универсальный аппарат - пищеварительную систему, практически одинаковую у большинства позвоночных животных.

р
ассказ и показ по таблице
Слюна с ферментами слепая кишка

рот-глотка— пищевод— желудок— тонкая кишка— толстая кишка— прямая кишка

с анальное отверстие

зубами

(резцы, клыки, коренные)

(желчь)

Печень Двенадцатиперстная кишка


пищеварительные соки

поджелудочная железа

^ Функции пищеварительной системы (показ слайда)


Секреторная

Двигательная
Движение пищи по пищеварительному каналу, ее перемешивание

Переход питательных веществ в кровь и лимфу


Всасывательная
Образование пищеварительных соков и их выделение в пищеварительный канал, расщепление сложных органических соединений до более простых.

^ 3) работа с исследовательскими работами

4) работа с тетрадями, заполнение таблицы, проверка (показ слайда)

5)строение зуба

Успешное пищеварение, конечно, дело важное. Однако, прежде чем переварить съеденный корм, его надо добыть. Поэтому природа позаботилась об организмах, снабдив их органами захвата и измельчения пищи.

- Какие органы человека способны выполнять такую функцию?

Органы ротовой полости - губы, зубы и язык. Губы, зубы и язык - это органы речи. Вместе с этим губы и язык — органы чувств. Зубы и язык выполняют еще и ме­ханическую функцию дробления пищевых частиц: язык перелопачивает, перебра­сывает пищевой комок, а зубы измельчают. Самыми сильными в нашем организме являются жевательные мышцы, способные развивать усилие до 400 кг.

Сообщение учащегося. После прослушивания сообщения организуется беседа с учащимися по вопросам.

  1. Какие типы зубов различают у человека?

  2. Что общего в строении резцов, клыков и коренных зубов?

  1. Чем они отличаются друг от друга и чем объясняются эти различия?

  2. Чем покрыта коронка зуба?

  3. Где находится дентин - плотное, похожее на кость вещество?

  4. Как называется мягкая часть в центре зуба?

  5. Почему происходит смена зубов?

Необходимость ухода за зубами была обоснована впервые голландцем А. Левенгуком в XVII веке. Он обнаружил многие микробы у себя во рту даже после тщательно­го протирания зубов солью.

— Какие правила ухода за зубами необходимо соблюдать всем людям и почему?

6) Работа с исследовательскими работами

1)Опыт. Возьмите расческу и начешите на нее вату так, чтобы часть ее волокон за­стряла между зубьями расчески. Попробуйте удалить эту вату, двигая зубной щеткой слева направо так, как обычно трут зубы дети. А теперь то же самое сделайте движе­ниями от основания зубьев расчески к их краям. Вата легко удаляется.

Существуют два основных вида поражения зубов - пародонтоз и кариес. Причина обоих заболеваний - возникновение зубного налета из бактерий и веществ, содер­жащихся в слюне. Если позволить бактериям скапливаться, они вызовут воспаление десен — пародонтоз. Обычно это воспаление не сопровождается болью, но, если его не лечить, оно может перейти на корень зуба и привести к разрушению волокон, которые удерживают зуб на месте. В конце концов, зуб расшатывается и может вы­пасть.

Некоторые бактерии, присутствующие в зубном налете, способны превращать са­хар в кислоту, которая способна вызвать кариес.

Вначале зубная эмаль разрушается под действием кислоты медленно и безбо­лезненно. Однако, когда затрагиваются дентин и пульпа, появляется сильная боль («зубная боль»), и это состояние грозит потерей зуба.

2)Выполнение задание «Строение зуба» Проверка правильного заполнения (показ слайда)

^ IV. Общие выводы урока (показ слайда)

  1. Пища, продвигаясь по пищеварительному тракту, подвергается длительной и тщательной обработке, в результате которой крупные молекулы белков, жи­ров, углеводов расщепляются на более мелкие, которые могут всосаться через стенку кишки и попасть в кровь.

  2. Пищевые продукты состоят из питательных веществ.

  3. К питательным веществам относятся белки, жиры, углеводы, витамины, ми­неральные соли и вода.

  4. Функциями питательных веществ являются строительная и энергетическая.

  5. Пищеварительная система образована органами: ротовая полость с зубами, глотка, пищевод, желудок, двенадцатиперстная кишка, тонкий кишечник, толстый кишечник, прямая кишка и анальное отверстие, формирующими пищеварительный канал и органами — железами, вырабатывающими секрет (печень, поджелудочная железа).

  6. Функцию захвата и измельчения пищи выполняют зубы.

  7. У человека различают 3 типа зубов: резцы, клыки и коренные зубы.

  8. Зуб построен из дентина, одетого на коронке эмалью, а на шейке и корне — цементом. Дентин и цемент - видоизмененная костная ткань.

  9. Основными видами поражения зубов являются пародонтоз и кариес.

Домашнее задание

§ 29,30 термины, вопросы в конце параграфа
1841533377369910.html
1841652524246916.html
1841762386936655.html
1841877385008783.html
1841951353971955.html