Приемные требования по специальности


Приемные требования по специальности


6M020400 - «Культурология»


Требования к уровню подготовки поступающего в магистратуру:

1. Предшествующий уровень образования:

- высшее базовое образование (бакалавриат) по специальностям: исто­рия, философия, филология, психология, искусствоведение, религиоведение и др.

- высшее специальное образование (5 лет) по специальностям: история. философия, филология, психология, искусствоведение, религиоведение и др.

2. Поступающий должен иметь документ государственного образца со­ответствующего уровня высшего образования.

3. Прием в магистратуру осуществляется в соответствии с «Типовыми прави­лами приема в магистратуру высших учебных заведений Республики Казахстан».


^ Сроки обучения. Нормативная продолжительность освоения образовательной программы магистратуры в зависимости от направления и предшествующей подготовки составляет:

в магистратуре профильного направления – 1 год, присуждается академическая степень «магистр искусства»;

в магистратуре научно-педагогического направления - 2 года, присуждается академическая степень «магистр искусствоведческих наук».

Выпускники магистратуры по специальности 6М020400 – «Культурология» при профильной подготовке могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

- экспертно-консультационная - предоставление комплекса услуг по вы­работке рекомендаций и предложений по изменению, регулированию и со­циальному контролю культурных процессов и культурных институтов;

- производственно-управленческая - деятельность по формированию критериев и показателей культурного развития общественных подсистем, выделению возникающих в них культурных проблем, разработке и применению методов их решения;

- социально-коррекционная;

при научно-педагогической подготовке:

- научно-исследовательская деятельность по разработке программно-методического обеспечения исследовательского процесса и использованию методов обработки, обобщения и анализа культурологических данных;

- образовательная (педагогическая) деятельность по обучению учащихся средних и профессиональных учебных заведений основам знаний о культуре, привитию им культуры мышления;

- прогностическая - деятельность по исследованию и определению перспектив развития культурных процессов.

При приеме на подготовку по данной специальности проводится после предварительного отборочного тура 2 экзамена:


    1. Иностранный язык

    2. Специальность:

а) устный экзамен: демонстрация профессиональных навыков и умений;

б) защита реферата.


экзамен ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ


а) Демонстрация профессиональных навыков и умений;

^ ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Сущность и смысл культуры.

2. Предмет и задачи культурологии.

3. Специфика социально-научного и гуманитарного знания.

4. Средневековая христианская культура.

5. Традиционная культура ислама

6. Европейская культура эпохи Возрождения и Реформации.

7. Культура эпохи Просвещения.

8. Мусульманский ренессанс и культура тюркских народов.

9. Основные идеи циклической модели социокультурных процессов.

10. Теоретические задачи культурологии.

11. Этапы становления содержания понятия культура.

12. Роль НТР в культуре 20 века. Массовая культура в обществе потребления.

13. Культура в информационном обществе.

14.Эволюционная модель развития культуры.

15. Концепция локальных цивилизаций А. Тойнби.

16. Основные достижения и противоречия культуры в советскую эпоху.

17. Культурология как система знаний.

18. Сущность и функции культуры.

19. Концепция истории культуры К. Ясперса.

20. Этнические культуры.

21. Социальные институты культуры.

22. Типология культуры.

23. Национальная культура.

24. Нормы, традиции и новаторство в культуре.

25. Массовая и элитарная культура.

26. Основные трактовки классической модели культуры: натуралистическая и идеалистическая.

27. Проблема культуры в философии жизни О. Шпенглера.

28. Проблема культуры в экзистенциализме: Ж-П.Сартр, А.Камю.

29 Проблема сущности культуры в структурализме и постструктурализме.

30. Отечественная культурология: основные школы и направления.

31. Специфика антропологического подхода к изучению культуры.

32. Структура культуры.

34. Художественное творчество итальянского Возрождения. Становление светской музыки и живописи в европейских странах.

35Культура как знаковая система.

36. Феномен «массовой культуры».

37. Понятие художественного образа. Специфика художественного образа в различных видах искусства.

38. Морфология искусства. Исторические формы классификации искусств.

39. Элитарное и массовое искусство. Художественные доминанты XX века.

40. Ценностное ядро культуры.

41. Специфика культурологического подхода к творчеству.

42. Специфика культурологического подхода к осмыслению культурного мира человека.

43. Модернизм в литературе и искусстве, его основные черты.

44. Этическая культура личности и общества.

45. Искусство как феномен культуры.

46. Основные характеристики кочевнической культуры и цивилизации.

47. Основные направления в культуре и искусстве Казахстана 20 века.

48. Социокультурный смысл искусства.

49. Нормы, традиции и новаторство в культуре тюркских народов.

50. Понимание культуры в трудах представителей немецкого романтизма. Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг.


  

Для поступающих на базе непрофильного высшего профессионального образования

1. Культурология как наука, ее предмет и место в системе гуманитарного знания.

2. Возникновение идеи культуры в трудах мыслителей античности (Протагор, Цицерон, Тацит).

3. Представления о культуре в эпоху Средневековья и Ренессанса (св. Августин Аврелий, Ф. Петрарка, Пико Делла Мирандола).

4. Культурологическая проблематика в трудах представителей европейской общественной мысли Нового времени (М. Монтень, Дж. Вико).

5. Социальная система как культура: метод исследования.

6. Разработка проблем культуры в трудах И. Канта.

7. Материальная культура как предмет культурологического анализа.

8. Понимание культуры в трудах представителей немецкого романтизма. Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг.

9. Кризис культуры и его осмысление в трудах представителей «Философии жизни». Ф. Ницше.

10. Типология культуры как теоретическая проблема, ее постановка и решение в трудах представителей культурологической мысли. О. Шпенглер.

11. Аксиологические концепции культуры (по работам Баденской школы неокантиантства).

12. Трактовка культуры в «понимающей социологии». М. Вебер.

13. Культорологическая концепция П. Сорокина.

14. Типология культуры как теоретическая проблема в трудах А. Тойнби.

15. Игровые концепции культуры Й. Хейзинга.

16. Трактовка массовой культуры в трудах западных авторов (Х. Ортега-и-Гассет, Э. Фромм, Г. Маркузе).

17. Психологические концепции культуры. З. Фрейд и К.Г. Юнг.

18. Семиотические концепции культуры. Понятие «языка культуры».

19. Культурантропологические концепции культуры: Л. Уайт, А. Кребер, К. Клакхон.

20. Культура повседневности как теоретическая проблема культурологии (по работам представителей школы «Анналов»).

21. Постмодернистские концепции культуры. (У. Эко, Ж. Бодрийар, Ж. Делез и Ф. Гваттари).

22. Глобализация и ее социокультурные последствия.

23. Истоки казахской культуры.

24. Традиционные хозяйственно-культурные типы на территории Казахстана.

25. Морфология искусства. Исторические формы классификации искусств.


^ ИСТОРИЧЕСКИЙ БЛОК

Исторический блок:

1. Культура Древнего Египта.

2. Индийская культура.

3. Культура Древнего Китая.

4. Основные этапы и особенности развития культуры Древней Месопотамии.

5. Древнегреческая культура: периодизация и специфика развития.

6. Культура древних римлян: проблема ментальности.

7. Формирование культуры ислама.

8. Средневековье как культурная эпоха: основные доминанты.

9. Основы и особенности гуманизма в культуре эпохи Возрождения.

10. Своеобразие западноевропейской картины мира Нового времени, ее отражение в культуре XVII в.

11. Культура эпохи эллинизма.

12. Художественные стили в культуре XIX века (романтизм, критический реализм, символизм, импрессионизм).

13. Формирование культуры индустриального общества и ее особенности.

14. Культура арабо-мусульманского Востока (религия, литература, искусство).

15. Кочевая культура.

16. Типы современной казахской культуры.

17. Советская культура 1930-х – середины 1950-х гг.: становление и развитие.

18. Традиционная культура казахов.

19. Устойчивое развитие как ценность современной культуры.

20. Трактовка культуры в «понимающей социологии». М. Вебер.


б) Защита реферата.
1833428759822293.html
1833681249744134.html
1833799051064903.html
1833899065560080.html
1833962312718960.html