Программа элективного курса «Профессиональная педагогическая ориентация II часть» для учащихся 8-х классов основной общеобразовательной школы Тамбов, 2010 г - страница 2

План
1. Учитель в классификации профессий.

2. Особенности педагогической профессии.

3. Профессия и специальность. Педагог и учитель.

4. Цель, результат профессии.


В недавно изданном «Педагогическом энциклопедическом словаре» понятие учитель определяется так: «Учитель — педаго­гическая профессия и должность в системе общего и профес­сионально-технического образования. Лишь на первый взгляд учительская профессия может показаться ретрансля­цией знаний. На самом деле — это высокая миссия, предна­значение которой — сотворение и самоопределение лично­сти, утверждение человека в человеке»

Каков же предмет учительского труда? Предметом учитель­ского труда является человек.

Труднее отнести профессию учителя к определенному классу. Почему? Деятельность учителя носит интегративный характер, т.е. объединяет в себе свойства и признаки разных видов деятельности. Можно ли отнести профессию учителя к преобразовательным профессиям? И что преобра­зует учитель? Что говорят об этом сами педагоги?

Польский педагог Януш Корчак (1878 —1942), погибший вместе со своими воспитанниками-сиротами в фашистском концлагере, писал: «...взращивать добро, которое есть, кото­рое вопреки недостаткам, порокам и врожденным дурным инстинктам в детях есть! Доверчивость, вера в людей — не то ли это добро, которое можно сохранить и развить в про­тивовес злу, которое порой нельзя устранить, а можно лишь, да и то с трудом, приостановить в развитии?»

А.С.Макаренко (1888 —1939) был краток: «Цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах лю­дей, которые выйдут из наших педагогических рук».

Так что же преобразует учитель? Он преобразует ум и знания ребенка, ведя его от незнания к знанию; его чув­ства, пробуждая и развивая у него отношение к прекрасно­му, доброму, вечному; он пробуждает и развивает его стрем­ление к творчеству; он развивает его нравственные качества: чувство собственного достоинства, ответственность, чест­ность, порядочность; укрепляет его волю и способность са­мостоятельно действовать, принимать решения и др. Имен­но поэтому профессия учителя относится к классу преобра­зовательных.

Относится ли она к гностическим (познавательным) профессиям?

Известный биолог, основатель научной школы, акаде­мик К.И.Скрябин (1878 — 1972), вспоминал с чувством глубокой благодарности своего учителя в дореволюционном реальном училище Сухова, который поддерживал его пер­вые шаги на пути к науке: «На плечи учителя обыкновен­но не ложится, конечно, ответственность за всю ту отрасль знаний, которую он преподает. История не перестанет су­ществовать от скучного урока, и алгебра не погибнет от не­точного объяснения. Но ученик, который сидит на этом скучном уроке или слышит сбивчивое, путаное объяснение, может потерять для себя и историю, и алгебру... Школьные науки существуют давно, но учителю дано каждый раз от­крывать науку перед классом, перед каждым сидящим за партой учеником. Да не покинет его это чувство — озаряю­щее чувство личной ответственности за географию и бота­нику, астрономию и грамматику, за древнюю геометрию и новую историю».

Еще учителю необходимо распознать своих учени­ков, изучить их особенности, определить их возможности и перспективы развития, разобраться в их поступках, конф­ликтах, отношениях с другими, оценить верно и непредвзя­то их достижения, личностный рост и многое другое. Обра­тите внимание: мы использовали глаголы, характеризую­щие гностические специальности (по Е.А.Климову). Также учитель постоянно совершенствуется в своем деле как любой уважающий себя профессионал: читает книги по педагоги­ке, психологии, методике преподавания предмета, узнает о том, как преподают этот предмет коллеги. Учитель постоян­но погружен в безграничный процесс познания — познания базовой науки, предмета, методики его преподавания, опы­та своих коллег, познания ученика как Человека. Поэтому учительская профессия может быть отнесена к классу гнос­тических (познавательных) профессий.

А может ли деятельность учителя относиться к изыска­тельской (поисковой)? Такая деятельность следующими глаголами: придумать, изобрести, найти новый вариант, результат. Приведем лишь несколько примеров того, как проявили себя некоторые педагоги в изыскатель­ской деятельности. Е. С. Березанская (1890 —1969) была учителем математи­ки и составителем программ и учебных пособий по матема­тике. Двое из авторов книги, которую вы читаете, учились по ее учебникам.

В.М. Брадис (1890 —1975) преподавал в коммерческом училище, но более известен как составитель знаменитых четырехзначных «Таблиц Брадиса». В опыте современных учителей есть немало примеров того, как они совершенствуют урок, обучение, воспитание, находят интересные приемы, которых не было раньше у дру­гих и которые становятся известными очень многим. Эти находки можно назвать педагогическим творчеством, изоб­ретением.

Многих педагогов страны до сих пор привлекает опыт учителя математики В.Ф.Шаталова (род. 1927), придумав­шего опорные сигналы и конспекты с использованием раз­личных символов и знаков, обозначающих основные поня­тия изучаемой темы и логические связи между ними. Он ввел «тихие опросы», «уроки открытых мыслей», вывеши­вание в школьном вестибюле на особом планшете проблем­ных задач для обсуждения решений через две недели.

Для настоящего учителя каждый урок — это поиск. По­иск интересного материала, поиск структуры и организации интересного урока, способов преподавания, общения с деть­ми. И даже организация перемены!

Все эти примеры мы привели для вас, чтобы показать, что профессия учителя интегративна по своей сути: она включа­ет свойства гностических, преобразовательных и изыска­тельских профессий. Именно поэтому она может быть отне­сена к наиболее сложным классам профессиональной деятель­ности, объединяющей и познание, и преобразование, и поиск.

Профессия учитель служит базовой для различных педа­гогических специальностей. В чем отличие специальности от профессии? Она имеет более узкий характер и отражает более дифференцированно профессиональную деятельность с учетом особенностей этой деятельности, условий труда, цели этой деятельности. К примеру, профессия учителя яв­ляется базовой для таких специальностей, как учитель на­чальных классов, русского языка и литературы, математи­ки, иностранных языков, информатики, физической куль­туры, музыки, изобразительного искусства. Специальность отражает качественное многообразие ви­дов труда на основе общей педагогической деятельности.

«Специальность — это необходимая для общества огра­ниченная (вследствие разделения труда) область приложе­ния физических и духовных сил человека, дающая ему воз­можность получить взамен приложенного (затраченного) труда необходимые средства существования и развития», — пишет Е.А.Климов. Специальность отражает дробное раз­деление одной профессии.

Вы наверняка знаете, что учителей часто называют педа­гогами. Что это такое — синонимы или что-то другое? Если обратиться к справочной литературе, то окажется, что это не синонимы. Педагог — это более общее понятие по отноше­нию к понятию учитель. Педагогами называют и воспита­телей детских садов (дошкольных учреждений), и препода­вателей в области профессионально-технического и высше­го образования, и социальных педагогов.

Что объединяет все эти профессии? Общим для них явля­ется вид трудовой деятельности. Это — педагогическая де­ятельность.

А какие цели ставятся перед учителем в современном мире?

То, что раньше именовалось «знания и опыт», сегодня получило название «образование».

Образование, в отличие от стихийного, жизненного науче­ния, — это целенаправленная передача основ культуры, пра­вил поведения, знаний, способов деятельности от поколения к поколению.

На каждой ступени обучения человек должен усвоить оп­ределенное содержание образования, соответствующее его возрасту и уровню развития. Помогает усвоить это содержа­ние, руководит всем этим процессом учитель, специалист в своем деле, получивший профессиональное образование.

Школьное обучение является ключевым в системе образования. И именно школьный учитель через содержание образования и сам процесс образования ставит перед собой и осуществляет указанные цели, жизненно важ­ные для самого человека, для своей страны, для мирового сообщества, для всей человеческой культуры.

Основ­ным и конечным результатом педагогической деятельности является сам учащийся, развитие его личности, способно­стей и компетентности.


Контрольные вопросы:



.

Тема 2. Профессиональная деятельность и личность педагога


План

  1. Завидная должность под солнцем.

  2. Педагогическая статья «Пусть поймет меня учитель».


Сколько помнят себя люди, был среди них учитель. Был, есть и будет, пока светит солнце. Судьба каждого живущего на Земле человека хотя бы чуточку побывала в его руках. Теплыми лучами учительского сердца согрета наша многострадальная планета. Все светлое в этой жизни от него - бескорыстного слуги Истины. Мудрости. Добра. Братства. Мира.

Только со временем, а потому очень поздно, начинаем мы понимать, что омрачающая в детстве нашу радость «тирания» учителей была направлена нам во благо. Ясно видим - все наши успехи, равно как и неудачи, берут начало от колыбели, над которой стояли два самых близких человека - мать и учитель. Немногие должности на свете посоперничают с учительской во влиянии на судьбы людей, государств, всего человечества.

«Чти учителя как Бога», - приказывал отец, отдавая сына в школу. Наставлению этому, хранящемуся в древнеегипетских папирусах, более двух с половиной тысяч лет. Положение с тех пор несколько изменилось. Учитель стал доступнее, земнее, что ли. Но не изменилось его призвание - сеять разумное, доброе, вечное.

Уже в самые далекие времена обнаружилась железная закономерность: какие учителя - такое общество. Тс государства в истории развития человеческой цивилизации вырывались вперед, где были лучше школы и учителя. Любое умаление роли учителя почти всегда заканчивалось плачевно: государства хирели, нравы ухудшались. Скромный и незаметный учитель, но достаточно свести его с пьедестала и тем самым подорвать у людей веру в истину, личным представителем которой он выступает, как тут же поднимает голову и начинает свое разрушительное воздействие. Невежество, отбрасывая достижения цивилизации назад к пещерам. Крепись, учитель! Будь мужественным!

Тебе не впервой вступать в смертельную схватку с мракобесием, косностью, отсталостью, рутиной. Ты всегда на переднем крае, верный рыцарь Методы!

Возможно, эти слова покажутся вам несколько высокопарными. Мог бы автор сказать и помягче, поскромнее, что ли. Не согласен! Любые сравнения будут бледными и невыразительными, когда речь идет о людях, заслуги которых перед человечеством нельзя ни измерить, ни переоценить. Разве не благодаря учителям мы познаем Вселенную и самих себя. Разве не учитель Циолковский указал людям дорогу в Космос? Разве не Сократ был учителем всего человечества? Или, может быть, Людовики. Ганнибала, наполеоны, македонские. Ленины и Сталины вырвали народ из векового невежества? Достаточно в этой связи вспомнить хотя бы свидетельство небезызвестного Бисмарка: «Немецкий народ воспитал немецкий народный учитель». Наши Бисмарки так не скажут.

С огромной страстью подчеркнул роль русского учителя в обществе М. Горький: «Если бы вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить на какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожженного кирпича! Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело, а у нас - это чернорабочий, плохо образованный человек, который идет учить ребят в деревню с такой же охотой, с какой пошел бы в ссылку. Он голоден, забит, запутан возможностью потерять кусок хлеба. А нужно, чтобы он был первым человеком в деревне, чтобы он мог ответить мужику на все вопросы, чтобы мужики признали в нем силу, достойную внимания и уважения, чтобы никто не смог орать на него... унижать его личность, как это делают у нас все: урядник, богатый лавочник, поп, становой, попечитель школы, старшина и тот чиновник, который носит название инспектора школ, но заботится не о лучшей постановке образования, а только о тщательном исполнении циркуляров округа...»

Да, все это было. Хорошо, что прошло. Прошло старое и пришло новое не без участия учителей. Среди них были самые великие, самые выдающиеся ученые и мыслители. Достаточно сказать, что в рядах русских учителей мы находим имена выдающихся писателей Державина. Крылова. Гоголя, Гончарова, Толстого. Тургенева, Некрасова и многих других.

Из глубины веков идут требования к учителю. Люди всегда предъявляли к нему повышенный спрос, хотели видеть своего учителя свободным от всех земных недостатков.

В уставе Львовской братской школы 1586 г. было записано: «Дидаскал или учитель сея школы мает быти благочастив, разумен, смиренно мудрый, кроток, воздержливый, не пьяница, не блудник, не лихоимец, не сребролюбец, не чародей, не басносказитель, не пособитель ереси, но благочастиво поспешитель. образ благий во всем себе представляющий, да будут и ученицы, яко учитель их».

В самом начале XVII века сформулированы обширные и четкие требования к учителю, которые не устарели по сей день. Я.А. Коменский считал, что главное назначение учителя состоит в том. чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием и другими качествами стать образцом для подражания со стороны учащихся и личным примером воспитывать у них человечность.

Учителя должны быть образцом: простоты - в пище и одежде, бодрости и трудолюбия - в деятельности. скромности и благонравия - в поведении, искусства разговора и молчания - в речах. А также подавать пример «благоразумия в частной и общественной жизни.

С профессией учителя совершенно несовместимы лень, бездеятельность, пассивность. Хочешь изгнать эти пороки из учащихся, прежде избавься от них сам. Кто берется за наивысшее воспитание юношества, тот должен познаться и с ночным бодрствованием и тяжким трудом, избегать пиров, роскоши и всего, что ослабляет дух» .

Я.А. Коменский требует, чтобы учитель внимательно относился к учащимся, был приветливым и ласковым, не отталкивал от себя детей своим суровым обращением, а привлекал их отеческим расположением, манерами и словами. Учить детей нужно легко и радостно, «чтобы напиток науки поглотился без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно».

«Плодотворным лучом солнца для молодой души» назвал учителя К.Д. Ушинский. Учитель русских учителей предъявлял к народным наставникам исключительно высокие требования. Он не мыслил себе учителя без глубоких и разносторонних знаний. Но одних знаний мало, нужно иметь еще твердые убеждения. Без них нельзя стать настоящим учителем - воспитателем юношества: «... главнейшая дорога человеческого воспитателя есть убеждения, а на убеждение можно действовать только убеждением». Всякая программа преподавания, всякая методика воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, остается мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности.


«Это было четверть века назад, когда я учился в 3 классе. Нашу учительницу, как опытную, назначили заведующей новой школы на руднике. А к нам прислали другую. Мы с любопытством рассматривали молоденькую белокурую девушку. Ее ясные голубые глаза показались мне добрыми.

^ Зовут новую учительницу Елена Ивановна, - объявил директор.

Я стал сравнивать ее с прежней: та была серьезная, строгая, лет 35; этой же. наверное, не было и 20. Знакомясь с нами, она улыбалась и о многом спрашивала нас. Своей улыбкой и многочисленными вопросами, как показалось мне. она пленила весь класс. Я не знал, к лучшему эта замена учителя или нет но почему-то был поистине рад.

Твои имя и фамилия, мальчик - мои грезы были прерваны. Я сперва не понял вопроса. Она уже не улыбалась, но улыбка видна была в ее глазах. Виновато опустив голову, я сказал:

Попов Владимир, - я не мог смотреть ей в глаза. Как же. ведь я - самый плохой мальчик в классе: непоседа на уроках, проказник на переменах Сколько раз водили меня к директору и. что еще хуже, к отцу! Матери у меня не было с 2-х лет. Отец «выколачивал» из меня все проказы на неделю или две. а потом все начиналось сначала: к доске, к директору, затем к отцу. И так шел третий год мытарств со мной отца и учителя..

^ Хочется одного - чтобы учитель, ведущий класс, понял меня и моих шалунов, разобрался бы в их несложной психологии и нашел путь к сближению с ними.

Не только я. но, думается, и многие другие родители были бы очень признательны тем из опытных учителей и воспитателей, которые откликнутся на это письмо и посоветуют, как быть родителям и педагогам с «трудными», неугомонными детьми в школе и дома.»

Владимир Попов. («Учительская газета» от 23 июня 1999 г.)


Контрольные вопросы:



Тема 3. Профессиональный потенциал педагога

План

  1. Авторитет учителя.

  2. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение.

В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер педагога, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их неприметными и равнодушными зрителями. У другого - мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка. Дети добровольно идут за тем педагогом, которого они уважают. В любом случае педагогические отношения держался на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой позитивный воспитательный смысл и оказывают негативное влияние. Авторитет буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержка его идей и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже вера в него: в его ум. волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу. Сущность, специфические особенности и функции собственно педагогического авторитета обусловлены тем. что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственное состояние личности педагога. У настоящего воспитателя нет другого морального выбора, кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты. В противном случае учитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Ребенок авансирует воспитателю свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоком качестве его личности, и это доверие необходимо оправдать. Аванс доверия возмещается, прежде всего, высокой нравственностью. В современных условиях, видя вокруг себя безнравственность в различных слоях общества, даже в собственной семье и школе, впитывая в воздухе мещанскую мораль, одни ребята научились тренировать и даже презирать простые нормы общечеловеческой нравственности, другие овладели искусством общественного лицемерия и обмана. Образовался острый дефицит нравственности в детской и молодежной среде. В этой экстремальной ситуации нравственное самосовершенствование, высокая требовательность педагога к самому себе - главный путь укрепления самоуважения. Рано или поздно нравственная принципиальность, определенность и настойчивость педагога возобладают в сознании детей и дадут ему безусловное педагогическое преимущество, право предъявления нравственных требований к своим воспитанникам. Другим важным условием обретения педагогического авторитета является духовность воспитателя, его глубокая гражданская убежденность, способность открыто обсуждать с детьми самые острые проблемы общественной жизни, убеждать их мужественно признавать свои ошибки и промахи.

В современных условиях в целях завоевания педагогического авторитета у детей воспитателю необходимо сделать выбор, занять общественную позицию: в отношении истории нашего общества; политических процессов, происходящих в нем; процессов, межнациональных взаимодействий; прав человека; возрождение церкви и других. На убеждения детей можно повлиять только убежденностью, принципиальностью. И пусть некоторые ребята будут не согласны с классным руководителем. Но уважаемый детьми воспитатель, смело и честно, без давления и запугивания, открыто вступающий с воспитанниками в диалог, дискуссию, спор, всегда заставит их задуматься над обсуждаемой проблемой, будет иметь возможность оказать идейное влияние. Авторитет нравственности и духовно-ценностной культуры педагога необходимо дополняется авторитетом интеллектуальной развитости, независимости суждений и образованности. Сегодня неизмеримо возрос поток разнообразной информации в различных областях жизни. Значительная ее часть приходит в острое противоречие со сложившимся стереотипами и штампами в сознании и мышлении. Это ставит воспитателя, духовного наставника детей и юношества в очень сложное положение. Чтобы глубоко понять духовный мир молодого поколения, быть властителем дум, нужно преодолеть в самом себе противоречия между сложившимися канонизированными взглядами на культуру, способами ее освоения ребенком и реальной, порой не укладывающейся ни в какие рамки, социокультурной ситуацией. Лучшим средством налаживания воспитательного взаимодействия, укрепления авторитета педагога, будет в этом случае его терпимость, отсутствие категоричности в оценках и давления на психику. Вовлеченность ребенка в диалог заставит размышлять, сомневаться, обратиться к источникам информации, произведениям литературы и искусства, духовно развиваться в направлении самостоятельного и критического отношения к культуре. По мере созревания детей, их духовного богатства во взглядах и убеждениях воспитателя и воспитанника будет образовываться все больше общих оценок и суждений. Оставшиеся разногласия также сыграют свою воспитательную позитивную укрепляющую авторитет педагога роль. Ведь суть воспитания не в том, чтобы непременно добиться единомыслия, вбить в сознании детей официальные догмы и стереотипные представления. Она в том, чтобы ребенок проявил самостоятельность мысли, стремление докопаться до истины, выработать в себе независимость суждений, самостоятельность собственной личности. Диалог воспитателя с детьми по вопросам культуры, в котором господствует только одна сила - сила мысли, знания, аргументации, делает авторитет воспитателя естественным и прочным. Эффективная организация педагогического процесса воспитателем невозможна без авторитета человеческой притягательности, без доброжелательности и взаимной, педагога и детей, симпатии. Нравственно-эстетическое взаимопритяжение есть самая благоприятная и эффективная атмосфера педагогического взаимодействия. Эффект человеческой притягательности возникает в учителе не только благодаря его эрудиции и интеллектуальной развитости. Он образуется как следствие таланта человеческого интереса, любви, учителя к другому человеку. Это талант уважения личности ребенка, сочувствия в его проблемам и переживаниям, требовательной помощи ему в развитости духовности, интеллигентности, достоинства и самоуважения. Истинная педагогическая любовь есть глубоко прочувственная ответственность за жизнь и будущее детей, твердая решимость вести их к добру, гражданскому и личному счастью через преодоление самих себя и внешних препятствий. Только любящий педагог, истинный воспитатель отдает все силы тому, чтобы организовать творческую трудовую жизнь детей, научить их целеустремленности, дисциплинированности, требовательности к себе Он учит их дружбе, доброте, пониманию красоты мужественного труда души и тела. Он испытывает радость и нравственно-эстетическое удовлетворение от общения с детьми, переживает мгновения счастья, видя трудовые успехи своих воспитанников. Человеческое уважение к детям проявляется не в том, чтобы предоставить их самим себе, не вмешиваться в их гражданское становление. Подлинное уважение к детской личности проявляется прежде всего в педагогической требовательности к ней, в оказании помощи ребенку через труд и преодоление, найти самого себя, раскрыть тайну своего таланта и признания, проникнуть в сущность своего характера и овладеть самим собой. Уважение ребенка педагогом обнаруживается в его способности удивляться уникальной одаренности детской натуры, доверять внутренним духовным силам детей. Вместе с тем оно в понимании того, что без требовательности педагогической помощи ребенок может легко потеряться в лабиринте и хаосе неосмысленных общественных отношений, соблазнов и ложных иллюзий, потерять себя, погубить свою личность. Подлинный педагогический авторитет, требовательная любовь к воспитанникам позволяют педагогу использовать в отношении с детьми самый широкий спектр форм и способов взаимодействия, взаимоотношений и воздействия. В зависимости от складывающейся ситуации применяются и убеждения, и доверие, и требования. Воспитатель вступает с детьми в отношения товарищества, сотрудничества, сотворчества, ответственной зависимости. Авторитетный педагог поворачивается к детям разными сторонами своей многогранной личности, выступает в качестве организатора, заинтересованного наблюдателя, советчика, демократа, принципиального, непреклонного, требовательного руководителя, товарища и друга.

Таким образом, высокая нравственная, духовная цельность и убежденность, эрудиция и интеллектуальная развитость, человеческая притягательность является важнейшими условиями формирования педагогического авторитета воспитателя, классного руководителя.

Завоевание и поддержание авторитета педагогом - сложная, кропотливая работа по совершенствованию им своего духовного и физического состояния. За авторитет надо бороться ежесекундно, ежечасно, ежедневно. Если педагог перестает быть в курсе событий, не следит за собой, опускается в быту, встает в отношениях с детьми на путь панибратства и формализма, отчуждается от детей, каким бы непререкаемым не был сначала его педагогический авторитет, он истлевает вместе с распадающейся личностью воспитателя. Поэтому для педагога важно постоянно поддерживать свою «авторитетную» форму, осуществлять духовное, нравственное восхождение. Это значит нужно серьезно анализировать свои отношения с детьми, критически осмысливать свое поведение, преодолевать душевные слабости, тупость, черствость, дешевое самомнение и гордыню, сохранять человеческое достоинство и педагогическую честь, держать свою совесть в состоянии чуткого реагирования. Авторитет вырастает из честных и чистых отношений, характеризуется скромностью. Авторитет воспитателя не самоцель и не самоценность. Он приобретает педагогический смысл и действенность не тогда, когда используется как мощная сила административного воздействия, противодействия детям, поддержания внешнего порядка. Его ценность раскрывается с наибольшей полнотой, когда его духовная сила направлена на развитие в воспитаннике внутреннего человека, свободной нравственной воли, таланта, ответственности, самоутверждения и творческого самопроявления. Использование авторитета в этих направлениях воспринимается и принимается детьми как привлекательная духовная сила воспитателя. Однако каким бы высоким авторитетом ни обладал отдельный воспитатель, в одиночку невозможно успешно решать сложнейшие проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения. Авторитет отдельного воспитателя в неблагоприятных условиях, соседствующий с неавторитетными учителями, директором школы, массовым неуважением в детской среде, быстро утрачивает свою способность оказывать воздействие и погибает. Педагогический авторитет каждого отдельного воспитателя ценится и активно действует в авторитетном воспитательном коллективе, когда целостный педагогический процесс формируется, развивается и функционирует как система активно взаимодействующих, пользующихся авторитетом детей, родителей, учителей и представителей общественности.

Прежде всего, авторитет воспитателя эффективно и активно действует на фоне авторитета всего педагогического коллектива. Авторитетность педагогического коллектива возрастает, когда у него есть свое лицо, когда он состоит из единомышленников в отношении целей, содержания, форм и методов воспитания, когда в нем объединяются творчески мыслящие индивидуальности, по-своему, оригинально решающие методические проблемы воспитательных отношений. Педагогический коллектив авторитетен, когда в нем есть лидеры-новаторы среди опытных мастеров, думающей молодежи, и каждый учитель по-своему утверждается как педагог- профессионал. Важно, чтобы в коллективе были эрудиты, увлеченные каким-либо хобби и увлекающие детей, чтобы каждый педагог имел свой характер, заявлял о себе как яркая личность.

Целеустремленность, гражданственность, компетентность, педагогическое творчество, заинтересованность в судьбах детей и единстве с ними - вот что вызывает у школьников уважение к педагогическому коллективу, рождает стремление к общению и взаимодействию с учителями.

Авторитет педагогического коллектива естественно предполагает наличие авторитета у каждого входящего в него учителя. Уважение к учителю обеспечивается высоким профессионализмом, требующим глубокого знания своего предмета, далеко выходящего за узкие рамки программных требований, способности преподавать свой предмет углубленно.

Успех преподавателя обеспечивается также увлеченностью и самоотверженностью, проявлением себя как личности и индивидуальности, выражающий собственный взгляд на изучаемый предмет, отстаивающий его в обсуждениях с детьми. Наконец, необходима психологическая совместимость и контактность учителя с учащимися, способность стимулировать личностные проявления школьников в учебном труде, обеспечивать доброжелательную обстановку в учебной работе.

Цель воспитания нельзя выдумать или выдвинуть произвольно. Она должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности. Идеал человеческой личности - это представление о совершенном человеке, которое живет в произведениях литературы и искусства, народном творчестве. Посмотрите на героев сказок, песен, народных былин и сказаний. Сказочный герой и смел, и честен, и храбр, и справедлив. Сказочная героиня добра, отзывчива, трудолюбива, почтительна со старшими, она послушная дочь и верная жена. Если прочитать сказки народов Кавказа, то «настоящий джигит» вроде бы не похож на «доброго молодца» из русских сказок, но это только на первый взгляд. Как подчеркивает исследователь народной педагогики Г. Н. Волков, идеалы личности у разных народов очень близки друг к другу. Они обязательно включают в себя такие качества как ум, красота, трудолюбие, физическая школа, выносливость. Идеал телесной и духовной красоты занимал умы многих педагогов уже с глубокой древности, с античных времен. Однако там гармоничное соединение физического и духовного в человеке полностью исключало труд. Дети рабовладельцев воспитывались в презрении к труду, который был уделом рабов. В средние века идеалом становится духовный аспект. Церковь (а именно она монополизировала все дело воспитания в этот период) считала, что физические радости отвлекают человека от церковных догм , и объявило их греховными. В этих условиях идея сочетания духовной и физической красоты считались еретической, и совершено заглохла.

Идея гармонического развития человека вновь прозвучала и получила дальнейшее развитие в трудах педагогов- гуманистов эпохи Возрождения. Эта эпоха подарила миру много разносторонне образованных людей, развивших до высокого совершенства свои природные задатки Однако, все эти выходцы из привилегированных сословий. Впервые реабилитировали труд, показали его как добродетель, а не как проклятие, социалисты-утописты. Они видели идеал разностороннего воспитания в соединении обучения с трудом, в котором принимают участие все члены общества. Сейчас идея всестороннего развития личности как высшей цели воспитания признается всем миром. И, тем не менее, ни одна сторона не может похвастаться ее достаточно полной реализацией, да и понимается разными педагогическими и философскими школами, мягко говоря, неоднозначно. Следует иметь в виду, что в любом обществе существуют два педагогических идеала личности. Один - высокий, широко рекламируемый, но заведомо недостижимый. Его назначение - быть маяком, ориентиром, высшим образцом, к которому следует подвести воспитуемого как можно ближе. Другой идеал достаточно приземленный. Он, как правило, имеет реальное воплощение, явно не пропагандируется. Назовем его «реальной идеалом». Реальный идеал - это герой своего времени, это тот, которому все завидуют, на месте которого каждый хотел бы оказаться, чью судьбу, если не все, то очень многие желают своим детям. Во время Великой Отечественной войны был идеал боевого офицера, защитника Родины. И после войны бравый офицер еще долго оставался кумиром молодежи, а военные училища могли снимать сливки с каждого выпуска средних школ. Затем постепенно лидерство захватили научные работники (особенно физики), талантливые инженеры, другие высоко квалифицированные специалисты. В подтверждение этому достаточно вспомнить фантастические конкурсы в вузы 50-60-х годов. Начиная с 70-х годов большую притягательность получила карьера партийного функционера и государственного чиновника, имеющего «выход» за рубеж. Выражение «работает в обкоме» или «работает за границей» считалось высшей аттестацией, символом полного благополучия, вершиной жизненного успеха. Это был симптом серьезного неблагополучия государства. Однако, ни он, ни другие, еще более красноречивые (в частности экономические) сигналы не послужил должным предупреждением.

Но какие бы зигзаги не делала Российская история, идеал русской народной педагогики и остается неизменным: беззаветно любящий свою Родину, высоконравственный труженик. Сократить и утвердить этот идеал - человеческое предназначение и профессиональный долг российских педагогов.


Контрольные вопросы:



Тема 4. Социальная значимость труда учителя

1821711397851315.html
1821906047111559.html
1822028096405595.html
1822109519917121.html
1822203513284010.html